14 мая 1835 года в свет вышел десятый номер журнала «Библиотека для чтения», где был впервые опубликован текст "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина.

Считается, что в основу пушкинского сюжета легли народные сказки, прежде всего померанская сказка "О рыбаке и его жене", которую поэт "позаимствовал" у братьев Гримм, а знаменитые братья, в свою очередь, взяли сказку у немецкого художника-романтика Филиппа Отто Рунге, который иногда баловался обработкой народных легенд.

В пользу этой версии говорит, например, тот факт, что в конце сказки, опубликованной братьями Гримм, старуха желает стать римским папой. И в первой рукописной редакции сказки Пушкина так же был эпизод, когда старуха возжелала того же - и села на верх вавилонской башни в папской тиаре (в конце статьи я приведу этот отрывок полностью). В окончательный вариант "Сказки о рыбаке и рыбке" данный эпизод не был включен, возможно, для того, чтобы сохранить русский колорит произведения...

Еще один факт в пользу того, что Пушкин взял за основу именно сказку Рунге: в немецкой сказке с каждой просьбой старика море меняет свой цвет; подобным образом меняется море и у русского поэта.

Тем не менее, похожая сказка есть и в русском фольклоре - называется она "Жадная старуха". Известный собиратель народных сказок А.Н.Афанасьев включил её в свой сборник.

Интересно, что "Сказка о рыбаке и рыбке" была опубликована далеко не сразу. Потребовалось почти два года, чтобы рукопись попала в печать. А вот сколько раз сказка была напечатана потом - это уже не поддается счёту...

Наверное, все школьники бывшие и настоящие помнят фразу старухи "Не хочу быть черною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой". Но многим ли школьникам объяснил учитель, чего именно хотела старуха? Да и сами учителя знают ли это?

"Чёрная крестьянка" - это крестьянка, проживавшая на «черных», то есть не принадлежащих помещику землях. У этих людей было больше свобод, хоть они и платили подать московскому князю.
А кто такие столбовые дворяне, чем они отличались от обычных дворян? Оказывается, столбовыми стали называть себя "именитые" дворяне, пожелавшие отличаться от "новой" знати - от тех, кто получил дворянское звание недавно. К "столбовым" причисляли тех, чьи предки еще в XVI-XVII веках были записаны в родословные книги — "столбцы".
Что интересно: черные крестьяне существовали в допетровскую эпоху, а столбовые дворяне появились уже в послепетровские времена. Поэтому "черных крестьян" и "столбовых дворян" разделяет минимум сто лет. Получается, что золотая рыбка, исполнив желание старухи, перенесла её лет на сто в будущее.

Ну и напоследок обещанный отрывок, который не проходят в школе:

...Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха,
Отыскать мужика приказала —
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!»
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Пошёл он к синему морю,
Видит: бурно чёрное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.


«Добро, будет она римскою папой».


Воротился старик к старухе.
Перед ним монастырь латынский,
На стенах латынские монахи
Поют латынскую обедню.


Перед ним вавилонская башня.
На самой верхней на макушке
Сидит его старая старуха.
На старухе сарачинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица.
Поклонился старик старухе,
Закричал он голосом громким:
«Здравствуй ты, старая баба,
Я, чай, твоя душенька довольна?»
Отвечает глупая старуха:
«Врёшь ты, пустое городишь,
Совсем душенька моя не довольна,
Не хочу я быть римскою папой,
А хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была бы у меня на посылках».