Сегодня трудно даже представить себе, как же питались наши предки, когда на Руси просто не было этих, столь привычных, вещей? Ни тебе поджарить картошечки с котлеткой, ни полить кетчупом, ни запить чашечкой ароматного чая или кофе. А почему?

Помидоры

Судьба помидора не только в России, но и в Европе была довольно сложная. Его плоды долго считали несъедобным, называли « греховными плодами» и «бешеными ягодами».
И вообще, использовали как декоративное растение. В  Россию помидоры попали предположительно во второй половине XVIII века из Европы. При российском императорском дворе и вовсе придумали дарить карликовые кусты помидор милым дамам в качестве признания в любви.
Помидорами пытались лечить раны. Для этих целей плоды перетирали в кашицу и прикладывали к больному.
Одна из первых публикаций о культуре томатов в России принадлежит основоположнику российской агрономии, учёному и исследователю А.Т. Болотову. В 1784 году он писал, что в средней полосе «томаты выращиваются во многих местах, в основном в комнатных условиях (в горшках) и иногда в садах». Но из-за суровых климатических условий томаты в России повсеместно стали выращивать только в ХIХ веке.  

 Картошка

Ах, картошка, объеденье-денье-денье-денье —
Пионеров идеал-ал-ал!
Тот не знает наслажденья-денья-денья-денья,
Кто картошки не едал-дал-дал!

Смешная была песенка, но не всегда картошка была родной и привычной. Когда его в начале XVIII столетия привёз из Голландии Пётр I, крестьяне отнеслись к новому овощу крайне насторожённо. Есть даже забавный миф, о том, как Пётр велел охранять днём поле с картофелем, а на ночь стража уходила. Крестьяне не могли устоять и потихоньку выкапывали картофель.
Но вот беда, инструкций по уходу и правильному приготовлению в пищу народу не дали, так что были случаи, когда ели не клубни, а ягоды, которые совершенно несъедобные.  
Уже гораздо позже картошку будут считать «вторым хлебом» и посвящать ей песни.

Конина

Человек еще много тысяч лет назад понял, что мясо дикой лошади можно есть. И вообще, это очень полезная зверюга. Но коней на мясо старались не пускать, ведь они представляли собой хозяйственную ценность. В XIX веке, когда машины стали заменять лошадей их вновь стали разводить на мясо.
И что самое интересное, лошадь предназначенную для еды никогда не ставили под седло и не давали ей имя. В европейской части России до сих пор мясо конины пользуется гораздо меньшей популярностью по сравнению с другими сортами. А в Европе и вовсе его не любят. В некоторых англоязычных странах существует запрет на употребление этого мяса.
 Конина запрещена у евреев, так как лошадь не является ни жвачным животным, ни парнокопытным.
Некоторые течения христианства также запрещают употреблять лошадей в пищу. На Балканах конину употреблять не принято потому, что лошадь считается благородным животным, а также оттого, что конина ассоциируется с голодом времён войны.

Телятина

Если поднять летописи прочие старинные документы, то можно встретить там упоминания о запрете на телятину. Более того, если телёнка забивали на съедение, то это считалось чуть ли не грехом. Курляндский путешественник и авантюрист, служивший в России во второй половине XVII века, Яков Рейтенфельс в своём «Сказание о Московии» рассказывал предание о том, как Иван Грозный приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали телёнка. Есть версия, что таким образом, сохранялось поголовье скота. Только в конце XVIII века телятина стала блюдом пиршественных столов знати, а позже появилась и на столах более скромных. С мясом разобрались, переходим к напиткам.

 Кофе

Первое упоминание о кофе в России датируется 1665-м годом. Именно этот напиток прописал личный лекарь царю Алексею Михайловичу в качестве лекарства: «Варёный кофе персиянами и турками знаем, и обычно после обеда принимаем, изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений».
Пётр Первый кофе любил, но вот народ русский прелести этого напитка не очень понимал. Ещё бы, ведь на Руси были и квасы, и сбитни, и всевозможные травяные настои. Более того, народ был суеверный и считал, что кофе придумал сам дьявол.
Столь настороженное отношение к кофе сохранялось вплоть до Войны 1812 года. Только после того, как русские солдаты лично убедились, что этот напиток пьют в Европе и ничего дурного с ними не происходит кофе постепенно приобретает своих поклонников и в России. Но из-за дороговизны какао-бобов любителей кофе было не так уж и много.

Чай

Казалось бы, чаепитие у нас было испокон веков. Но оказывается чай в современном его понимании на Руси практически отсутствовал. И что самое интересное этот напиток у нас появился гораздо раньше чем в  Европе.
Чай очень любили в Китай и Монголии. И 1638 году российский посол  Василий Старков привёз чай в подарок от западномонгольского Алтын-хана. К 1700 годам чай уже активно поставляли через Кяхту, но цена его была ещё очень высокой и позволить его себе могли только состоятельные люди. Путь чая из Китая в Россию был назван «Великим чайным путём» и прежде чем брикет чая оказывался в Москве ему предстояло на протяжении 16 месяцев преодолеть почти 900 вёрст.
Именно поэтому для крестьян этот напиток был практически недоступен практически до XVIII века. Василий Жуковский по этому поводу стих написал:
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить
Взял тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок.
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
 
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко. На господский стол подал.
Гости с барином плевались. Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
 
Долго думал, удивлялся: “Чем же мог не угодить?”
А потом-то догадался, что забыл я посолить.
Кстати, настоящий монгольский чай действительно напоминает больше суп, приготавливается из зелёного чая и молока с добавлением жира, соли, муки и риса и называется  Сутэй цай.