Добрых два десятка лет кинокартина пролежала на полке, получив обвинения в дискредитации большевиков и показе Революции в развлекательной форме! И только в разгар перестройки, в 1987 году «Интервенцию» увидели зрительские массы.

После очень популярной трагикомедии «Республика ШКИД» режиссёру Геннадию Полоке предложили экранизировать пьесу «Величие и падение дома Ксидиас». Драматург Лев Славин написал её в 1932 году, а за основу взял реальные исторические события. В 1919 году в Одессе действительно шла подпольная война против оккупировавших город войск Антанты.

Была организована группа под названием Иностранная коллегия, которая вела подрывную деятельность среди солдат. Возглавлял коллегию профессиональный революционер — большевик Иван Смирнов, он же Николай Ласточкин. С него списали образ главного героя — большевика Бродского, свои прототипы были и у других персонажей.

Первый раз пьесу поставили в Театре им. Вахтангова ещё в 1933 году. К моменту начала работы над фильмом спектакль шёл в Театре Сатиры уже под более говорящим названием «Интервенция». Главную роль играл Анатолий Папанов, и спектакль пользовался огромным успехом у зрителей. Экранизацию популярной пьесы планировали выпустить к очередному юбилею революции.
Кандидатура режиссёра была выбрана не случайно — в своих интервью Полока критиковал штампы и пафос «официальных» фильмов о гражданской войне и призывал «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений». Позже именно это и сыграет против него…

Актёры, узнав, что Полока запускается с «Интервенцией», сами стали приходить на пробы. Одним из первых пришёл Всеволод Абдулов, который хотел сыграть Женю Ксидиаса. Пробы он не прошёл, зато рекомендовал режиссёру пригласить на главную роль своего друга Владимира Высоцкого. Тот был уже узнаваем после «Вертикали», но ещё не стал одиозным артистом, которого запрещали снимать.

Познакомившись с Высоцким, режиссёр хотел отказаться от дальнейших проб на Бродского, но киностудия не разрешила остановиться на первом же кандидате. К тому же, многие актёры сами рвались сыграть репетитора-революционера — среди них были и Андрей Миронов, который играл в спектакле «Интервенция», и Михаил Козаков, и много других менее известных имен. Самому же Высоцкому очень понравилась лёгкая подача сюжета, и он написал четыре стилизованные песни, две из которых вошли в фильм.

Работа над «Интервенцией» шла долго — к запланированному юбилею закончить фильм не успели. Зато режиссёр с удовольствием вспоминал съёмочный период, так как подобрался прекрасный коллектив единомышленников. Съёмки проходили в Одессе и на «Ленфильме», актёры буквально вжились в своих героев и постоянно придумывали что-то новое. В такой атмосфере всем работалось очень легко, и никто не сомневался в успехе.

В 1968 году Геннадий Полока сдал готовый материал в Госкино, и получил неожиданный вердикт, что фильм: «является очевидной творческой неудачей киностудии „Ленфильм“ и режиссёра Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьёзные идейные просчёты. Дальнейшую работу над фильмом признать бесперспективной, затраты списать на убытки киностудии…».
Фильм обвиняли в дискредитировании большевиков и показе революции в развлекательной форме. Он не понравился не только чиновникам, но и автору пьесы Льву Славину, который перед началом работы вроде бы давал полный карт-бланш режиссёру.

Съёмочная группа была шокирована таким решением. Валерий Золотухин ночью написал письмо Леониду Брежневу с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию. В письме объяснялись режиссёрские идеи — серьёзные революционные фильмы перестали привлекать зрителей, а музыкально-комедийная подача могла вернуть интерес к теме. Приводились сравнения и примеры, рассказывалось о съёмочном процессе и грубом монтаже, которым директор киностудии значительно ухудшил фильм… Письмо коллективно редактировали и переписывали, потом все актёры поставили свои подписи, и утром Полока понес его в ЦК. Ответ киногруппа так и не получила.

Фильм был отправлен на полку и пролежал там двадцать лет. У Геннадия Полоки была одна личная копия, которую он иногда показывал на творческих встречах. Слухи, что есть какой-то запрещённый фильм с Высоцким, первое время подогревали интерес зрителей.
В прокат фильм вышел в 1987-м году, когда тема революции была уже не интересна, да и с момента смерти Высоцкого уже прошло семь лет…
Перед прокатом «Интервенцию» пришлось восстанавливать, и в некоторых эпизодах героя Высоцкого озвучил актёр Алексей Булдаков.