Тайны и закулисье съемок фильма "Москва слезам не верит"
35 лет назад на экраны страны вышел всенародно любимый фильм «Москва слезам не верит». Картина стала лидером проката. За один год ее посмотрели 90 миллионов человек. Кинохит был удостоен главной американской награды – «Оскара». Сейчас трудно представить, что наша кинообщественность не принимала картину, а многие актеры отказывались сниматься в «этой дешевой мелодраме». провели расследование и выяснили, каких сцен мы уже никогда не увидим в картине. После всех сокращений цензуры фильм стал короче на час, но не менее любим миллионами зрителей разных поколений.
За Наталью Вавилову просил сам Баталов
Меньшов очень хотел, чтобы роль Александры Тихомировой сыграла Наталья Вавилова. До этого она снялась в его дебютной картине «Розыгрыш». Но родители запретили Наташе сниматься в кино. Они прочили ей серьезную карьеру дипломата. Наталья занималась на курсах в МИДе. Алексей Баталов, увидев фотографии претенденток на роль дочери главной героини, согласился с Меньшовым, что Вавилову можно брать без проб. Мэтр отправился к родителям Вавиловой. Перед Баталовым они не смогли устоять. После съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.
Олег Видов променял съемки на развод с женой
На роль коварного соблазнителя Родиона Рачкова Меньшов звал актера Олега Видова. Но тому было не до съемок – он разводился с женой. Видов сейчас живет в Штатах. И хотя жизнь его за океаном сложилась хорошо, он не раз признавался, что жалеет об упущенной возможности. Евгений Жариков, Владимир Ивашов, Лев Прыгунов, как и многие, посмеялись над сценарием. Шансы получить роль были у Анатолия Васильева, бывшего мужа Татьяны Васильевой, но его не утвердили. Высокое киношное начальство определило, что актер всем своим видом недотягивает до ловеласа. Рачкова все же сыграл Васильев, но только Юрий. 15 лет, как Юрия Николаевича нет с нами. Он умер от сердечного приступа, не дожив до 60-летия всего несколько месяцев.
«Мой Юра, – рассказывает вдова актера Нелли Корниенко, – был полной противоположностью своего Рудика. Он обожал нашу дочку Катюшу. Мы с ним прожили вместе почти сорок лет. За эти годы муж мне не дал ни малейшего повода для ревности. Кстати, на роль его матери, которую блистательно сыграла Евгения Ханаева, Меньшов звал Инну Макарову и Клару Лучко, но те отказались. К слову, у Рудольфа по сценарию была не только мама – директор садика, но и отец, токарь по профессии. Помните, Рудик приглашает Катерину в телецентр на Шаболовке. Он должен был снимать КВН, а она – наблюдать за действом из зала. Перед съемкой всё переиграли. КВН был тогда не в чести. Программу в конце 70-х закрыли. Решили заменить ее съемкой «Голубого огонька» – визитной карточкой советского телевидения.
Маргарита Терехова отказалась от Меньшова
На месте Веры Алентовой мы могли бы увидеть Маргариту Терехову, Валентину Теличкину, Ирину Купченко, Наталью Сайко. От Маргариты Тереховой Владимир Меньшов получил категорический отказ. Она сочла, что режиссер слишком молод и неопытен, а сценарий – просто мыльная опера. Актриса отправилась сниматься, как она говорила, в серьезной картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера». Ирина Купченко, справедливости ради надо сказать, подошла на роль Тихомировой, но тоже в пух и прах раскритиковала сценарий. Валентина Теличкина оказалась неубедительной в роли молодой провинциалки.
Больше всех претенденток режиссеру нравилась актриса Театра на Таганке Наталья Сайко. Она прошла пробы без замечаний. Кстати, Сайко одна из немногих, кто прочил картине большое будущее. Наталью Петровну не подвели художественный вкус и женская интуиция. Но был один минус, который перевесил все плюсы. Сайко плохо смотрелась с Баталовым. Алексея Владимировича Меньшов заменять не хотел. И начались поиски актрисы, которая составила бы Баталову красивую пару. Тогда Владимир Валентинович решил провести пробы с Верой Алентовой. Увидев жену в кадре, Меньшов понял, что потерял много времени, пробуя других актрис. Алентова оказалась убедительнее всех.
Галина Польских объявила режиссеру бойкот
На роль скромняги Тоси пробовались Галина Польских, Людмила Зайцева, Наталья Андрейченко и Нина Русланова, однако пронзительнее всех в роли провинциальной простушки смотрелась Раиса Рязанова. Польских обиделась на Меньшова, не понимая, как он вообще мог ей такое предлагать. Много лет Галина Александровна не здоровалась с Меньшовым. Затаила обиду и Нина Русланова, потому что Меньшов ее не взял сниматься.
Он же Гоша, он же Юра, он же Жора
На роль Гоши пробовались Виталий Соломин и Вячеслав Тихонов, но не таким видел режиссер этого героя. Отчаявшись, Меньшов решил сниматься сам. Худсовет был против, но сроки поджимали, и Меньшову уступили. Накануне съемок Владимир Валентинович смотрел фильм «Дорогой мой человек», в котором Баталов играл врача. «Вера, Вера, смотри, – закричал Меньшов. – Я нашел Гошу!» Алентова прибежала из кухни в комнату. Она закричала от радости, увидев на экране Алексея Баталова. Это был ее любимый актер. Ознакомившись со сценарием, Баталов от роли отказался. Однако через пару дней он позвонил режиссеру домой и сказал: «Знаете, я перечитал еще раз сценарий и хочу попробовать!» Баталова утвердили без проб, несмотря на то, что он был на 11 лет старше своего героя!
Ирина Муравьева рыдала от обиды
На роль Людмилы Свиридовой руководство «Мосфильма» рекомендовало Меньшову и Анастасию Вертинскую, и Жанну Болотову, и Валентину Титову. «Неинтересно!» – в один голос заявляли актрисы, прочитав сценарий. Ирину Муравьеву режиссер увидел в одном из телеспектаклей. Актриса без колебаний согласилась играть и прошла пробы. Но потом рыдала от обиды. «Моя героиня совсем не понравилась мне, – призналась как-то актриса. – Грубая, неотесанная и даже местами пошлая. Все, что я ненавидела в людях, вылезло на экран».
Табаков слишком быстро раздевал Алентову
Александра Фатюшина на роль хоккеиста Гурина утвердили сразу. Их дуэт с Ириной Муравьевой смотрелся прекрасно. Правда, Фатюшин потом жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Например, перед финалом фильма три героини сидят на завалинке, поют. И тут появлялся Гурин: галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: «Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!» Но руководители Госкино по поводу этой сцены сказали: «Нет, завязал – значит, завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься».
Сильно урезали встречу Тихомировой с героем Табакова. Как известно, в те времена секса не было, поэтому их сцену сочли слишком откровенной, да и посчитали, что Табаков переигрывает, слишком быстро раздевая Алентову. Некоторые сцены Меньшов специально сделал бытовыми, чтобы никто не придирался. Герой Баталова, вместо того чтобы, сидя перед телевизором, смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся ремонтировать пылесос. Многие кадры вырезали уже в процессе монтажа. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии и у них завязывается беседа. «Что происходит в мире?» – спрашивает Гоша, наливая.
«Стабильности нет, – отвечает ему Николай. – Террористы опять захватили самолет компании «Эйр Франс». Во избежание международных проблем название авиакомпании вырезали. По сценарию Гоша и Коля распевают «По Дону гуляет казак молодой». Сцена оказалась в корзине. Остановились на том, что хватит с них разделывания таранки. По признанию Алексея Баталова, одним из любимых его эпизодов является сцена, где Гоша дерется с хулиганами. Актер, отказавшись от дублеров, получил два мощных удара в солнечное сплетение. Ведь дрался он с профессиональными самбистами. Меньшов хотел максимальной достоверности. В самом начале картины подружки Катя и Людмила, открыв рты, наблюдают перед открытием фестиваля за звездами экрана.
В сценарии было написано, что девушки стоят у аргентинского посольства, дескать, Люда выбила приглашения на дипломатический прием. Однако киношное начальство усмотрело здесь слепое поклонение Западу. Боливийского посла и военно-морского атташе США решили заменить кинозвездами 1950-х Юматовым и Конюховой, а «Форды» и «Бьюики» – отечественными ЗИСами и «Победами». Дипломатический прием пришлось заменить на фестиваль французских фильмов.